Временные трудности: как найти карьерные возможности в непростых рабочих ситуациях

Наверное, нет на свете человека, который способен новости про увольнение воспринять с радостью и оптимизмом, а про снижение дохода философски заметить: «Это дело житейское». Более того, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался (или столкнётся) с кризисом в карьере — это может быть внезапная отставка, «развод» с некогда любимой профессией или финансовые трудности. Как даже в сложной ситуации увидеть новые возможности и не опустить руки — разберём с героями этого материала.
Ирина Хоменко
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

⏱ Время прочтения — 5 минут

Риск: остаться без работы

Алёна вышла на работу в известную ИТ-компанию в марте 2020 года — за три дня до начала первых «ковикул». Девушка должна была заниматься организацией конференций, митапов и других мероприятий, но жизнь оказалась гораздо непредсказуемее и интереснее.

«Конечно, никто не предполагал, что это затянется так надолго. Казалось, небольшая пауза, надо просто немного подождать — и снова будет много активной и классной работы. И я начала делать какие-то задачи, но все они были какими-то простыми, линейными, а я не люблю сидеть без работы. Тогда я набралась смелости и пришла к своему руководителю, директору по маркетингу. Сказала, что готова брать другие задачи и что жду от него указаний. Он очень удивился, сказал, что ему нужно подумать, а потом говорит: «Слушай, у нас же есть целый департамент без маркетолога. Поможешь им?»

Так я начала осваиваться в новых задачах, было очень непросто. Обычно маркетолог занимается одним направлением, а в этом департаменте направлений было целых семь. Кроме того, какой-то размеренной передачи дел не получилось — мне сразу прилетели „боевые задачи“, а еще наложилась удалёнка. Это значит, что подойти к коллеге и спросить уже возможности не было. Первое время я работала по 12−14 часов, потому что поставила себе задачу — доказать, что я могу, что это был правильный выбор — передать работу мне.

Когда через четыре месяца мне подтвердили завершение испытательного срока, я была на седьмом небе! По итогам встречи мне дали грейд middle-маркетолога (обычно с ивент-менеджера переходят на junior, потом просто на маркетолога, а потом только на эту позицию). Вместе с должностью изменилась и моя зарплата, так что мои старания не прошли даром! Я очень рада, что рискнула и совершила этот переход, потому что всё-таки мероприятия — это более узкая история».

Риск: заниматься тем, что не нравится

Влад начал свою карьеру в web-разработке, но постепенно чувствовал всё большее и большее разочарование. Да, ИТ-сфера сейчас — одна из самых динамичных в плане возможностей работы и уровня оплаты труда. Но с каждым днём, проведённым на работе, Влад всё четче осознавал — это мало похоже на работу мечты.

Наверное, кто-то в этой ситуации вообще бы не стал ничего менять — а что, работа есть и оплачивается она неплохо. Но Влад не успокаивался — и неожиданно для себя нашёл дело по душе «по ту сторону разработки».

«Как-то я попал на лекцию по тестированию (это был вводный урок), и чем-то меня это зацепило. У меня есть такая особенность — если я начинаю читать сам по теме, разбираться, если мне хочется „копать“ и „копать“ — значит, это моё. Я подошёл к преподавателю и спросил, есть ли вакансии в компании, где он работает? Прошел небольшое собеседование и получил предложение стать инженером-тестировщиком. Работа нравится мне тем, что ты себе всё время задаёшь вопрос: «Как это „сломать“? Что не так?», — ищешь проблему, которую важно решить, чтобы пользователи не страдали.

В моих ближайших планах — перейти на позицию проджект-менеджера, там также пригодятся полученные навыки QA-инженера».

Риск: снижение дохода

Александра уже больше 10 лет работает в крупной международной компании — управляет проектами. Но, помимо этого, почти каждые выходные её можно было встретить на концертной площадке в качестве переводчика и ассистента артистов. Дополнительная занятость давала большую эмоциональную отдачу, а также являлась ещё одним источником дохода.

Но после локдауна весной 2020-го стало понятно — большие концерты в нашу жизнь вернутся не скоро. Помимо ампутации бонусов в виде новых встреч, активных выходных и чувства сопричастности к значимым культурным мероприятиям, это была просадка и в деньгах.

Пока весь мир адаптировался к новой реальности и удалёнке, Александра записалась на курс по копирайтингу, по итогам которого нашла себе новую вторую работу — сейчас она ведёт соцсети для нескольких брендов (благо привычка работать по выходным прокачала суперспособность тайм-менеджмента).

Критерии новой работы — возможность планировать задачи самостоятельно, не больше пары часов в день в будни, без личных встреч, — были выполнены на 100%.

«Скажу, что совершенно не важно, в какой ты работаешь индустрии, и уж точно не надо бояться того, как сильно это идёт вразрез с твоим увлечением. Поначалу я боялась совмещать основную работу со сторонними проектами. Но, убедившись, что в международной корпорации тоже работают люди и у каждого есть право на увлечения и хобби, поняла, что спокойно могу подрабатывать по выходным и иногда брать пару дней отпуска под проекты. Две совершенно разные сферы могут удачно дополнять друг друга и помогать развиваться, обогащая скилсет и экспертность».

Риск: стать «сбитым летчиком»

В корпоративном сленге есть такой неприятный термин — «сбитый летчик». Так называют менеджеров и руководителей, кто по каким-то причинам остался без работы и длительное время не может её найти.

Так случилось с Николаем — руководителем направления рекрутмента. Сотрудника вынудили уйти из компании, хотя формальных причин для этого не было — вакансии закрывались, контакт с нанимающими менеджерами был налажен. Как выяснилось позже, Николая «ушла» высокопоставленная коллега, которой не нравились самостоятельность и активность сотрудника, который ставил под сомнение её профессионализм.

«Первые несколько дней я просто не мог найти себе места от обиды и несправедливости, ведь мне так нравилась компания. Время от времени писали сотрудники: „Коля, а почему ты ушёл?“ или „Николай, спасибо, что сделали мне оффер, я так рада присоединиться к вашей компании“, — и от этого было ещё хуже. Я ушёл, а результаты моей работы остались. Предположу, что это моё взвинченное состояние считывалось на собеседованиях — хотя первое время приглашений было много, после первых интервью мне не перезванивали.

И тут бывшая коллега предложила мне присоединиться к оргкомитету большой HR-конференции. Нужна была помощь в коммуникациях со спикерами, ревью докладов и презентаций, и я включился в эту деятельность. За два месяца этого волонтёрства познакомился с десятком экспертов, прочитал отличные доклады (правда, и проходных тоже хватало) и ощутил себя не на обочине профессии, а в самом её эпицентре. Наверное, если бы я сказал, что один из экспертов взял меня на работу, — это вообще звучало бы отлично, но получилось иначе. После конференции я попал на интервью, и там как-то зашёл разговор про мою внерабочую активность, вот я и рассказал про конференцию. Как мне потом рассказывали, на роль руководителя по подбору они как раз искали человека с хорошим нетворкингом и активной позицией. Сейчас я работаю в компании уже третий год, готовлюсь к переезду на Кипр (мы недавно там открыли офис).

Как видите, рабочие сюжеты очень разнообразны, и за каждым «сложным моментом» можно разглядеть возможность. Или даже несколько — надо только очень захотеть их рассмотреть.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
Временные трудности: как найти карьерные возможности в непростых рабочих ситуациях

;