В новый год с новыми силами: как HR-специалисту строить карьеру в 2022 году

Впереди еще один год, а значит — новые карьерные свершения. Кто-то наметил рост на нынешнем месте, а кто-то уже просматривает вакансии в компанию мечты. Если вы не знаете, какие навыки прокачивать, или остерегаетесь менять место работы, пока не улеглась пандемия и не стабилизировалась экономика, этот материал для вас. Рассказываем, почему кризис — удачное время для профессиональных изменений.

Что говорит статистика: растет спрос на HR-специалистов с цифровыми навыками

Прежде чем заниматься карьерным планированием и принимать важные решения, нужно осмотреться по сторонам и понять, что на самом деле происходит. Во времена неопределенности мы стремимся сохранить контроль хоть над чем-то в нашей жизни. Перемены пугают, а смена работы — это очень много перемен. Но если обратиться к статистике и проследить тренды, окажется, что всё не так плохо.

В последнее время возник тренд: искать HR-специалистов непосредственно под наладку и автоматизацию процессов подбора. Бизнес понимает, что в цифрах ключ к грамотному распределению временного и финансового ресурса. И статистика это подтверждает: аналитики hh.ru и Talantix оценили рынок вакансий в HR-сфере за 10 месяцев 2021 года и выяснили, что спрос на специалистов со знанием систем HR-автоматизации вырос почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Больше всего потребность в HR-специалистах с цифровыми навыками наблюдается в ИТ-индустрии (из 31 тыс. вакансий в 19% указано знание HR-автоматизации) и ретейле (из 34,8 тыс. вакансий в 18% — обязательное требование работы в CRM-системах для подбора).

В новый год с новыми силами: как HR-специалисту строить карьеру в 2022 году
Топ-7 сфер, где запрос в HR-автоматизации самый высокий

Вывод простой — развивайте аналитические навыки и разберитесь в теме автоматизации, это может стать основой вашего роста в новом году.

Почему кризис — время возможностей, а не только ограничений

Гюзель Гараева, HR-консультант, ментор и основатель онлайн-школы для рекрутеров «HR компас», считает, что кризис дает людям больше возможностей проявить себя. Гюзель в HR уже 24 года, из них 18 на позиции HRD, и важные для ее карьеры события произошли в непростом для всех 1998 году.

В новый год с новыми силами: как HR-специалисту строить карьеру в 2022 году
Гюзель Гараева

«Мне всегда интересно делать чуть больше, чем я могу. В 1997 году я устроилась секретарем на ресепшен в один из региональных офисов компании Coca-Cola. При этом пошла на понижение: до этого работала личным помощником генерального директора в строительной компании, но мне очень хотелось попасть в компанию своей мечты. Когда в Coca-Cola освободилась позиция HR-менеджера, я рискнула поучаствовать в конкурсе:у меня не было опыта, но было много энергии и желания. В результате я получила эту работу.

В 1998 году мы открыли 3 филиала, и нужно было с нуля найти всех сотрудников — от директора до грузчиков на склад. К июлю 1998-го я всё это закончила и, счастливая, думала, что наконец отдохну. Но случился кризис и продажи упали до 2–3 упаковок в неделю. Компании пришлось решать, кого и на каких условиях сокращать, и всё это длилось до 2000 года. А потом мне сказали, что я отлично поработала: у других филиалов было много судов, потому что люди не соглашались с сокращениями, а у нас всёпрошло гладко. Из 250 человек персонала осталось всего 50, и ни одного конфликтного случая!

Тогда мне предложили выбор: уйти с хорошим выходным пособием или поехать в Казань и сделать там такое же спокойное сокращение, как у нас в филиале. Роль незавидная — ты заранее знаешь, что едешь увольнять людей. Я согласилась, и в результате это привело меня в Москву на позицию HR-бизнес-партнера, а потом и. о. HR-директора. Такой прыжок был возможен только благодаря кризису и моей готовности что-то менять».

Страхи и негативные установки в карьерном продвижении и как с ними работать

Статистика подчеркивает тренд, который специалисты замечают сейчас на рынке труда, — это пассивность кандидатов. Люди опасаются в кризисное время делать карьерные шаги. Давайте разберем основные страхи и барьеры, которые могут помешать двигаться вперед, и то, как с ними справляться.

Я рискну и останусь без работыУволить могут любого человека — вне зависимости от экономической ситуации, официального трудоустройства или того, что вы с работодателем вместе уже 5 лет. Примите тот факт, что вы не контролируете многие вещи, и это нормально. Лучше позаботьтесь о своих профессиональных навыках, об устойчивой самооценке и гибкости.
Я окажусь некомпетентным на новой должностиОпределите свои сильные стороны, это поможет избавиться от страхов некомпетентности и станет ориентиром для поисков новой должности. Как правило, сильные стороны — это то, что мы делаем легко и в удовольствие, поэтому мы склонны их не замечать и обесценивать. Если сложно оценить себя самостоятельно, обратитесь к людям, с которыми вам доводилось работать и мнению которых вы доверяете. Пусть они назовут 5–7 ваших сильных качеств и компетенций. Это отличный способ лучше узнать себя и определить зоны, которые стоит прокачать.
Новая работа не оправдает моих ожиданийВсегда есть риск «трудоустроиться не туда», но в ваших силах его минимизировать. Задавайте детальные вопросы в во время интервью, попросите будущего руководителя формализовать задачи на первое время работы — чтобы и вы, и он понимали, чем именно вы будете заниматься: поддерживать уже налаженные HR-процессы, перенастраивать их, внедрять автоматизацию? Честно обозначьте зоны, в которых вы менее компетентны, чтобы не было разочарований. Может, вы профи в подборе узких специалистов, а вот массовый поиск — это не ваш конек. А может быть, все наоборот.

Помимо страхов, нами могут руководить негативные установки — то, как мы ведем себя в определенных ситуациях исходя из нашего опыта и представлений. Например, мы понимаем, что знание HR-аналитики поможет получить повышение или найти более интересную работу, но боимся пробовать. Почему? Причина может быть банальной: мама говорила, что вы гуманитарий, и цифры — это не про вас.

Вот что можно сделать, чтобы заглушить голос внутреннего критика и начать движение вперед:

Установка «Цифры — это не мое, я больше про людей»

Что делать? Спросить себя, действительно ли вам доводилось работать с цифрами и какие промахи вы при этом допускали? Если таких примеров нет, возможно, вы просто боитесь пробовать что-то новое. Аналитика в подборе не требует диплома по математике или статистике — вам понадобятся только внимательность, умение сопоставлять факты и желание учиться новому. Тем более, данные для аналитики за вас соберут CRM-системы или ПО для подбора.

Установка «Бизнес не мое, я же работаю в HR»

Что делать? Ваши знания и навыки должны лечить боли бизнеса и решать его проблемы. Как вы поможете, если не будете понимать эти боли? Просто примите, что вам не стать профи без прокачки знаний в этом направлении.

Установка «Я плохой менеджер»

Что делать? Менеджмент повсюду. Все мы хоть раз делали дома ремонт, организовывали семейные поездки, готовились к спортивным соревнованиям и участвовали в них. Если что-то такое было — вы уже сносный менеджер. Подумайте, какие навыки можно прокачать, чтобы вырасти в этом направлении. Уметь организовывать и управлять будет полезно в любом случае.

Навыки современного HR-специалиста: что прокачать в первую очередь

Когда вы поймете, что статистика на вашей стороне, и избавитесь от страхов и негативных установок, обязательно придет энтузиазм что-то делать. Начать можно с переоценки своих навыков и развития востребованных на рынке компетенций. Одно из главных качеств современного HR-специалиста — это широта кругозора и желание постоянно осваивать новое. Сегодня все процессы ускоряются, стремительно развиваются технологии. В HR-сферу пришла автоматизация процессов, появляются новые диджитал-методики оценки кандидатов и новые подходы к работе. Поэтому совершенствуйтесь, чтобы оставаться эффективными.

Топ карьерных навыков от Гюзель Гараевой:

  1. Умение работать с большими массивами информации: когда нужно за несколько минут ознакомиться с документом на 15 листов и дать итог генеральному директору; когда у вас больше 100 резюме, их нужно просмотреть и оперативно выбрать лучших кандидатов.
  2. Эмоциональный интеллект: уметь работать с людьми, понимать их мотивы, распознавать их и свои эмоции, использовать это понимание для достижения общей цели.
  3. Коммуникация и кооперация: быть готовым общаться с большим количеством людей, находить единомышленников и объединяться в группы.
  4. Решительность: не бояться ошибок и идти на обоснованные риски.

Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем значимее становятся гибкие навыки — коммуникабельность, умение завязывать и поддерживать связи, извлекать из них обоюдною выгоду, бизнес-ориентированность и умение ладить с руководством.

Без цифр никуда: почему рекрутеру в резюме не обойтись без аналитических навыков

Всё еще думаете, что цифры — это не про вас? Вернитесь к нашему блоку о негативных установках. И согласитесь с тем, что в любом деле важно сравнивать, как было и как стало, искать слабые места и прокачивать их еще больше.

Если вы хотите быть сильным рекрутером, вводите в привычку регулярный анализ. При этом не обязательно отслеживать всё и сразу, начните с простых, но важных показателей — количества, скорости и стоимости закрытых вакансий, обратите внимание на аналитику по источникам откликов. Чтобы углубиться в эту тему, прочтите нашу статью «Что потеряет бизнес, если не научится работать с данными в HR».

Вашей палочкой-выручалочкой на этом пути может стать рекрутинговое ПО. Например, в облачной CRM Talantix из экосистемы hh.ru есть все необходимое для качественного анализа HR-процессов — и в форме удобных дашбордов, и в гибком формате Excel-таблиц.

В новый год с новыми силами: как HR-специалисту строить карьеру в 2022 году
Так выглядит воронка кандидатов в Talantix, ее удобно анализировать, чтобы усилить подбор

Чек-лист: как профессионально вырасти в 2022 году

  1. Прежде чем заниматься карьерным планированием и принимать важные решения, осмотритесь по сторонам, проанализируйте, чего вы хотите. Например, «хочу получить повышение» или «хочу предложить руководству автоматизировать подбор» или «хочу сменить место работы».
  2. Чтобы адекватно оценивать ситуацию на рынке, обращайтесь к статистике. Например, hh.индекс показывает среднее соотношение вакансий и активных резюме в разных профобластях и регионах России.
  3. Перестаньте думать о кризисе и пандемии как о времени ограничений. Это время, когда можно проявить себя.
  4. Выпишите на листок и разберите свои карьерные страхи и барьеры. Аргументируйте, почему они неправдивы, и планомерно с ними работайте.
  5. Развивайте эмоциональный интеллект и гибкие навыки: чем выше вы продвигаетесь по карьерной лестнице, тем больше они понадобятся.
  6. Обратите также внимание на умение работать с большими массивами информации, на навыки кооперации, решительность.

Укрепляйте свои знания в автоматизации подбора и аналитике — сегодня это тренд и одно из важных условий роста в профессии: например, посещайте профильные мероприятия, следите за рынком рекрутингового ПО, изучайте и используйте новые продукты. У многих сервисов есть бесплатные тестовые периоды и дружелюбные подсказки, чтобы во всем быстро разобраться, — как в облачной CRM Talantix от hh.ru.

;